Ужас Припяти: авторы Сталкер не стали вскрывать эту тему

2

Исследуя документацию по Сталкер, пытаясь найти зацепки чтобы разгадать тайну личности ключевого персонажа «Зов Припяти» — Александра Дегтярева, мы случайно вскрыли одну довольно зловещую тему. Задумывались ли вы о том, почему, в принципе, эта часть игры так называется? Что именно взывает к майору? С какой целью? И почему именно к нему? Скорей всего — да, если вы понимаете, что Сталкер это нечто большее чем просто шутер с элементами RPG. И это правильная позиция.

Припять — неживой город и его темная сила

Образ мертвого города это — один из центровых лейтмотивов, на которых держится как атмосфера, так и сюжет игры. Заброшенная Припять, оставленная людьми, как бы начинает жить своей жизнью. И, как мы знаем, из славянской поговорки: «Свято место — пусто не бывает». Да, природа, даже такая — кошмарным образом обезображенная, источающая смертоносную скверну, не терпит пустоты. И заполняет ее, порождая из самой себя, отпрысками. Последние, к слову, отмечены явными инфернальными чертами.

О таком, прямо скажем — ключевом, отродье Зоны и пойдет речь в нашей статье. Сразу оговоримся — оно не было до конца реализовано разработчиками. Но, тем не менее, «Оно» в игре есть. С самого начала в игре присутствует некая, не до конца понятная в своем отношении к игроку сила, источающая свое влияние тем или иным образом. Имя ей — Ужас Припяти.

Он до сих пор оставался в тени и большинство так и не осознало, что это было.

подземелье припяти

О загадках и недомолвках в сюжете Зова Припяти

Обратимся к деталям сюжета игры «Зов Припяти». Проходя основной квест таким образом, каким это задумано сценаристами мы, на финальном этапе игры, сталкиваемся с задачей расследовать исчезновение группы военных.

Исчезновение военных сталкеров

Дегтярев находит разведгруппу рядом с книжным магазином и докладывает Ковальскому, что их всех кто-то перестрелял. Полковник делает вывод, что это — дело рук монолитовцев. Он отправляет майора Дегтярёва и двух своих бойцов на зачистку в книжного. Что характерно, полковник не придал значения тому, что боец по рации практически кричит от ужаса, умоляя товарищей остановить приближение чего-то. И этот кто-то явно не монолитовец. После того как выяснилось что виной исчезновения часового был контролёр Ковальский предполагает он же и погубил разведгруппу. Однако чуть позже очередной, направленный к зданию детского сада, отряд перестает выходить на связь. Дегтярёв, обнаружив его перебитым, докладывает, что один из бойцов подорвал себя гранатой, а признаков перестрелки и других следов боя при этом нет.

исчезновение разведгруппы в Сталкер Зов Припяти

Далее, в детском саду, он находит лейтенанта Роговца, который заперся в холодильнике. лейтенант Роговец где найтиЛейтенант при это явно не в себе и не может объяснить как он здесь оказался. Есть диалог в котором лейтенант Кириллов спрашивает своего товарища что с ним случилось. А Роговец путано рассказывает, что кто-то или что-то вроде как «околдовало» его и он едва унес ноги.

Таким образом выходит, что нападения на военных продолжились и после ликвидации крупного отряда группировки «Монолит«. И даже после устранения контролёра, ответственного за гибель часового. И, наконец, во время эвакуации, рядом со школой, группа военных неожиданно попадает под сильное пси-излучения из-за чего Роговец даже лишается на время рассудка. Что было источником этого излучения — не ясно. Какое-то время бытовала теория, что, якобы, где-то в школе просто засел еще один контроллер это еще один контролер, которого можно выследить и устранить. Но, на проверку оказывается, что никакого контроллера там нет.

Ужас Припяти и документация не для посторонних глаз

диздок ужас припяти
После школы местность, с препятствиями (спортплощадка, за ней лабиринт из гаражей и маленьких построек). Начинается нападение «ужоса». Вешается постэффект, чтобы все выглядело мрачно.

Примечательна строчка выделенная красным цветом: «Если игрок остается в зоне нападения «страха» постэффект усиливается, если игрок не уходит его хитует». Именно так изначально задумывалась эта сцена, и она совершенно не похожа на нападение рядового контроллера. Вместо этого говорится про некий ужас, хоть и через «о».

В другом диздоке также упоминается некий ужас.

зов припяти финал сценарий
Игрок вместе со всеми выжившими военными и Стрелком отправляется к точке эвакуации. Во время прохода мимо старой школы всех накрывает ужас (камераэффектор, постпроцесс звук на игрока). Один из военных падает на колени, хватается за голову, вопит. Стрелок кричит «Бегом, бегом! Не стоять на месте, вперед, все!». Вопящий военный умирает. Военные и Стрелок бегут вперед.

В этом же документе можно прочитать про нахождение лейтенанта в холодильнике. Примечательно, что на момент создания документа это был не военный из группы, отправленный на поиски источника радиопомех, а обыкновенный патрульный.

исследовать источник звуков зов припяти сталкер
Дойдя до конца здания игрок находит источник стука это — второй часовой, который заперся в нерабочий холодильной камере и не смог потом открыть ее изнутри. Он мало что помнит из произошедшего, только необъяснимые жуткий ужас, панический бег по улицам Припяти, желание спрятаться…

В еще одном дизайнерском доке можно найти и другие упоминания этого Ужаса.

диздок сталкер зов припяти
Сразу же после армейский сталкер (то есть Дегтярёв — курсив наш) слышит глухие удары по металлу. В конце здания, за дверью нерабочего холодильника он находит второго пропавшего часового… Тот рассказывает как его охватил необъяснимый ужас, как он бежал по улицам Припяти с желанием спрятаться, как захлопнул за собой дверь холодильника, и не смог потом открыть её изнутри. Что послужило причиной такого ужаса, часовой предположить не мог.

Внезапный приступ паники

Далее, в одном из тех слитых диздоков говорится, что во время эвакуации на всех один за другим нападает панический ужас.

И, наконец, давайте обратимся к технической документации, касающейся анимаций. В списках сюжетных анимаций упоминается некая «pripyat_horror», то есть «Ужас Припяти». технический диздок сталкерА в комментариях — указания о том, как следует озвучить сообщение, которое Ковальский получает от первой разведгруппы: «крики, истеричный ужас, рыдание». И, судя по сценарию, подразумевалось, что на часового тоже напал тот самый Ужас, а не контроллер. Приведем описание сцены: «Часовой призывно машет рукой, а при приближении падает на колени и кричит игроку: «Нет! Беги, беги! Оно пришло за нами! Вот же оно!» Часовой поднимается и начинает стрелять по игроку. Либо игрок его убивает либо через какое-то время тот умирает сам.»

квест с часовым в Зов Припяти

Когда игрок возвращается к Ковальскому, тот решает, что несчастный боец был зомбирован контроллером и приказывает уничтожить мутанта. В сюжетных документах нет прямых упоминаний, что на первую группу и на часового напал именно Ужас Припяти. Однако все эти моменты описываются как единая сюжетная линия, в ходе которой герои пытаются выявить причины происходящего кошмара. А в самом конце, они, что вполне логично, сталкиваются с Ужасом Припяти. Зов Припяти эвакуация

Но это еще не все.

Может сложиться ложное впечатление, что разработчики сами не знали, что же скрывается за этим самым ужасом. А может быть им самим стало страшно развивать эту линию.

Неоднозначная концовка Зов Припяти

Если как минимум трое военных из прачечной уцелеют время эвакуации, то получим довольно интересную концовку.

Зов Припяти концовка игры Сталкер
Рассказ Гарика о судьбе военных отпугнул Сталкеров от Припяти. Немногие осмелившиеся посетить её столкнулись с необъяснимыми и пугающими явлениями, что лишь добавило мрачные штрихи к облику мертвого города.

По всей видимости и здесь имеется ввиду Ужас Припяти. Но что же представляет собой этот незримый ужас? Как он должен был выглядеть в «Зов Припяти»? Вполне возможно, что не имея явного материального воплощения, он бы проявлял себя опосредовано. Как некая «мета-архи-аномалия». И только в самом конце игры он в открытую предстал бы перед нами, пытаясь помешать покинуть Припять.

Ужас Припяти и его обличье

Впрочем, в одном из файлов, в которой записывались разнообразные сюжетные ходы и идеи по проекту, читаем следующее: «Ужас Припяти — энергетическое существо, которое можно активировать с помощью детектора. Встречается сюжетных местах, отправляет игрока то ли в прошлое, то ли в сон, в котором игрок может наблюдать сцены происходящих в Зоне перемен.» При этом абзац выделен красным. Не ясно какие идеи выделялись красным: утвержденные или отброшенные.

Ужас Припяти также встречается в таблице с идеями от другого разработчика.

ужас припяти мутант
«Ужас Припяти при помощи определенного прибора можно его увидеть представляет собой некую энергетическую сущность. Когда смотрим на него с одетым прибором выглядит как облако черного (светящегося) тумана щупальцами».

К слову — очень похоже на описание какой-нибудь инфернальной, квазиорганической сущности вроде Шуб-Ниггурата или Йог-Сотота из произведений Г. Ф. Лавкрафта.

как выглядит ужас припяти

Таким образом, в игре существует, хоть и не до конца проработанное, не соответствующее первоначальным задумкам, порождение Чернобыльской катастрофы, разверзшей субмолекулярную, страшнее чем сам Ад, бездну. И оно-то, оставаясь во тьме, и проясняет многое о сути мира Зоны.

Оцените пост
[Всего голосов: 15 Средний балл: 5]

2 комментария для “Ужас Припяти: авторы Сталкер не стали вскрывать эту тему

  1. Очень интересные статьи на сайте, пока на работе — читаю в запой 😉
    Пишите дальше ребят, очень круто получается, особенно интересно было читать про слитый сюжет второго сталкера !

    1. Большое спасибо вам за столь лестную оценку! Стараемся для людей как для себя! Заглядывайте почаще — впереди много нового и интересного. В частности, будем не только разбирать отдельные аспекты игр серии Сталкер, но и многое другое сопутствующее и вдохновившее ее создателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *